?

Log in

No account? Create an account

zhukov


Александр Жуков

О дизайне садов и разном ...


Previous Entry Поделиться Next Entry
Принципы аранжировки цветов (Икебана)
zhukov
Я думаю будет полезно узнать принципы построения композиций в икебане.
Вот что надо изучать в школах садоводства, в первую очередь.  Замените слово икебана на сад и многие принципы будут актуальны и для нас садоводов .
Текст не мой ! :) Лежал на диске много лет, видимо из какой-то книги по аранжировке цветов.

ГАРМОНИЧНОСТЬ.  Японские композиции из цветов в своем классическом варианте отличаются гармоничностью, соотносительностью их составных частей, а также созвучием композиции и окружающей среды. В конструкции аранжировки заложен разносторонний треугольник, который является, по древнему японскому понятию, выражением наиболее идеальной гармонии. Эта конструкция создается тремя главными ветками , размер второй по величине ветки составляет 3/4 (в некоторых школах 2/3) от первой; длина третьей ветки составляет 3/4 от второй; длина главенствующей ветки определяется в зависимости от размера сосуда, в котором ставятся растения. Приятная цветовая согласованность между растениями, а также между растениями и вазой, дополняет впечатление общей гармоничности композиции. Большое значение имеет и гармония между композицией и окружающим пространством.
Японский мастер, создавая икебану  обязательно учитывает не только форму, цвет и размер вазы, но и все то, что будет окружать композицию, например, фон, подставка для вазы, предметы, которые окажутся поблизости, свет, который будет падать на нее.
Прежде чем создавать композицию, надо досконально знать место, где она будет установлена, и для чего она предназначена. Лучше всего расставлять растения в вазе сразу на отведенном месте. Готовить аранжировку где -нибудь в подсобном помещении, а уж затем подыскивать ей место в выставочном зале, совершенно недопустимо.

ОБЪЕМНОСТЬ.  Икебана имеет высоту, ширину и глубину, т. е. она трехмерна. В течение долгого времени в японских жилищах ей отводилось специальное место - токонома (ниша, альков). Там икебана обозревалась лишь с одной стороны, поэтому имела односторонний вид с отчетливой лицевой и тыльной стороной. Теперь же, с изменением архитектурной планировки современных квартир икебана с подчеркнутой объемностью ставится в местах, где ею любуются почти со всех сторон, и аранжировщик заботится о том, чтобы его произведение выглядело одинаково красиво с любой точки обозрения. Даже если композиция ставится у стены, дополнительные ветки и цветы в тыльной части направляются в сторону стены; короткие цветы и ветки размещаются сзади, а более длинные направляют вперед. Все это делается для придания аранжировке большей объемности. Надо следить, чтобы цветы и ветки не располагались в одной плоскости, а создавалось бы впечатление стереоскопичности, многоплановости.


АСИММЕТРИЧНОСТЬ. два ли не самая характерная черта икебаны - ее асимметричность, в основе которой лежит изначальное отражение в ней живой растительной природы, которой чужда симметрия. Асимметрия композиции воплощает заложенную в икебане некоторую неопределенность и относительность. Асимметрия аранжировки закладывается ее треугольной несущей конструкцией. У упомянутого треугольника три разновеликие главные ветки, у них различные направления и разные углы наклона. Дополнительные ветки и цветы к каждому из этих главных элементов также разнятся по длине, направлению и степени наклона. Все это создает асимметричность как общего очертания композиции, так и внутреннего распределения растений.


ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ   Композиции икебаны, подобно по длинным художественным произведениям, выразительны. Отдельными элементами красоты и определенными техническими приемами, аранжировщик может передавать зрителю в большей или меньшей степени свое настроение, чувства, идеи. Икебана не декор, не орнамент, и не может повторяться, тиражироваться. Каждый раз она создается заново, если даже используются одни и те же растения и ваза, то повтор исключен. Аранжировщик предварительно обдумывает свое произведение, вкладывает в него свою идею, навеянную настроением, желанием выразить состояние природы.

Композиция строится так, что внутри нее возникают эстетически оправданные взаимосвязи между отдельными ветками и цветами. Каждая веточка, пусть самая малая, или цветок, несут свою художественную нагрузку, их присутствие должно быть логически оправдано, “Неработающие” на общую задачу элементы отметаются. Аранжировщик обязан удержать себя от соблазна добавить к композиции 1-2 лишних, хотя и прекрасных цветка, помня, что хорошо то, что нелишне. Вот почему такое большое значение японские мастера придают предварительному осмыслению и обработке растительного материала, а также тщательному анализу и корректировке уже готовой композиции. На это дело нельзя жалеть времени.

Для большей выразительности аранжировщику совсем необязательно выпячивать красивые, а тем более яркие цветы, размещая их на переднем плане. Утонченное эстетическое восприятие японцев предпочитает скрытую красоту, недосказанность броской и навязчивой красоте. Так, какой-нибудь крупный цветок может более благоприятно выглядеть, когда он не красуется впереди, а наполовину скрыт за листом или проглядывается сквозь завесу ажурных листьев или сосновой хвои, или будучи погруженный в кружево белоснежной гипсофилы.


БАЛАНС композиции из цветов поддерживается определенный баланс. Растения должны располагаться так, чтобы образовалась надежная красивая уравновешенность между отдельными частями композиции — передней и задней, левой и правой, чтобы она зрительно была устойчива, “не заваливалась”, “не падала”. Каждые группы растений и каждое растение в отдельности должны органично вплетаться в общий выразительный ансамбль, создавая целостное гармоничное произведение. Аранжировка выглядит более устойчиво, если крупные цветы располагают ближе к ее основанию; мелкие, на тонких цветоножках, - вверху и на периферии; темные ставят внизу, светлые — выше. Но массивные или темные цветы вверху могут уравновешиваться и более объемистой темной вазой. Такой противовес для поддержания сбалансированности.

Поэтому цвет - довольно сильное средство в создании выразительной композиции, которая могла бы взволновать зрителя, сделать его сопереживателем чувств и мыслей автора-художника.
В икебане избегают ставить в одну вазу растения многих окрасок, исключение составляют летние композиции из природных растений. 
Известно, что ощущение теплоты, света, радости вызывают так называемые теплые цвета - желтый, оранжевый, красный. Они приближают предметы, зрительно увеличивая их объем. Желтая, золотистая окраска - наиболее любимые в Японии
Фиолетовые, синие цвета - холодные, отдаляющие, тяжеловатые. Фиолетовый цвет имеет больше всего оттенков и наиболее подавляем другими.  
Зеленый цвет — пассивный, отступает перед теплыми колерами, но может нейтрализовать несогласованность между другими окрасками
Белый и черный — нейтральные цвета, связывающие плохо сочетаемые другие окраски. Между ними лежит целый ряд промежуточных оттенков серого, тональность которых зависит от количества примешанного черного
Белый цвет зрительно увеличивает объем предметов, в его присутствии другие цвета становятся активней, оживленней. Отдельно взятый белый цвет в Японии - символ скорби, но его сочетания, например, с красным, выглядят радостными и праздничными
Черный цвет уменьшает объем и дает строгие и торжественные сочетания почти со всеми другими, особенно с красным и оранжевым.
Как и последние два, другие цвета имеют много оттенков и тональностей, которые также разнятся по силе и характеру воздействия на человека. Сочетания цветов играют свою роль в создании гармоничных композиций, хотя они, как ни странно, довольно сильно подвержены моде, подобно стилю и тональности в окраске одежды, в дизайне.

В японской аранжировке больше внимания обращается на сочетание окрасок цветов и вазы, а также фона, чем цветов с цветами. Прежде всего, ценится повторение или похожесть окраски вазы и основных компонентов (или одного из них) в композиции. Этим подчеркивается единство растений и вазы в аранжировке. Очень ценится также гармоничное сочетание разных окрасок вазы и веток. Этим также достигается указанное единство. Выразительными бывают монохромные композиции, где используются различные оттенки какого-либо одного цвета, присутствие другого цвета здесь будет неуместно. Так, хорошо выглядят аранжировки, например, из приглушенных осенних оттенков коричневого цвета. Приятны гаммы оттенков фиолетового (от сиреневого до темно-фиолетового) ; красного (от бледно-розового до вишнево-красного); желтого (от кремового до оранжевого). По такому принципу могут быть подобраны сорта одного вида цветов, например, астр, роз, гладиолусов и др.
Красивы сочетания контрастных, или дополнительных цветов: желтый и фиолетовый; оранжевый и голубой; красный и сине-зеленый; зелено-желтый и пурпурно-фиолетовый; желто-оранжевый и фиолетово-синий и т. д.


МАССА В арсенале художественных приемов современной аранжировки цветов значительное место отведено так называемой “массе” - концентрации в одном месте. В обычной композиции она составляется из мелких цветов (незабудка, анютины глазки, душистый горошек и т. п.), которые трудно, а порою и невозможно использовать поодиночке. В обширных аранжировках “масса” создается из крупных цветов, таких как розы, гвоздики, гладиолусы, гортензии. “Масса” может образовываться и из хвои сосны или ели, из крупных листьев.

Сгущая окраску отдельных цветов или зелени, она в то же время дает ощущение силы, веся, создаст акцент. Если рядом располагаются две и более “масс”, то все внимание аранжировщика сосредоточено на гармоничном или контрастном сочетании колеров. Современные аранжировки нередко состоят из одной только “массы”. Эффект “массы” будет более значительным, если рядом присутствует контрастирующий с ней растительный материал, например, тонкие или изогнутые стебли, узкие листья трав. Однако, если “масса” создается как главенствующий элемент композиции, то следует не допускать чрезмерного их обилия, чтобы не отвлекать внимания от массы и не составить ей конкуренцию.

Икебана использует естественные материалы, но создаст красоту, отличающуюся от природной. Три элемента - линии, “масса” и цвет помогают в этом творчестве, они, в конечном счете, и образуют икебану. Форма композиции состоит главным образом из линий и “массы”. Все эти элементы обычно присутствуют в аранжировке.


АКЦЕНТ    В композиции намечается главная се часть, наиболее важная как участок, прежде всего привлекающий внимание зрителя. Это - акцент аранжировки. Это может быть красивый цветок или группа цветов, особо привлекательных своей окраской, формой, архитектоникой. Акцентом может стать и какой-либо примечательный своей формой, рисунком или фактурой крупный лист. Им может быть даже красиво изогнутый или закрученный участок стебля, ствола или коряги. Одним словом, все то, что так или иначе сразу выделяется в композиции и фиксируется глазом как главное. Все другие компоненты соподчинены этому главному, они подчеркивают, усиливают его воздействие на зрителя, но ни в коем случае не затмевая и не конкурируя с ним.
   Икебане не свойственны равномерность и монотонность. Невыразительной будет аранжировка, если в ней между главными компонентами с равными промежутками будут расставлены одинаковые или дополнительные растения. Сила впечатления от главных веток и цветов также не должна быть равнозначной. Иначе аранжировка получится скучной, а размещение растений неестественным, нарочитым.

КОНТРАСТ.   то один из действенных художественных приемов в цветочной аранжировке, используемых ради большей выразительности, необычности, большего художественного эффекта. Его можно назвать антимонотонным приемом. Когда соседствуют два растения, контрастных по тому или иному признаку, они взаимно подчеркивают друг друга, высвечивают эти признаки, становясь более эффектными, заметными, чем без этого соседства. На некоторые растения могли бы и не обратить особого внимания, не будь рядом контрастного партнера, и даже скромная элегантность иного растения в присутствии пышного соседа обретает особое звучание и привлекает к себе зрителя.
   Так, рядом с “массой” или крупным листом тонкие прямые или изогнутые линии кажутся более грациозными, но, одновременно, и “масса” при этом становится сильнее. Также и глянцевитость листа делается более заметной в присутствии опущенных растений и наоборот. Красивы контрастные сочетания, образуемые, например, ветками с цветами замысловатой формы и цветами лаконичных очертаний; или темной зелени со светлыми или бело-пятнистыми листьями; длинных остроконечных стручков и округлых плодов; нежных ажурных листьев и соцветий и плоскости крупного массивного листа или плотной головки цветка. Интересные контрасты создаются и по окраске цветов, плодов.


ФАКТУРА.  Характер поверхности листьев, цветов, стеблей, плодов, играет немаловажную ноль в декоративной характеристике растений, придает им индивидуальность. Мы воспринимаем глазами поверхность растений как мягкую или жесткую, легкую или тяжелую, блестящую или матовую, грубую или нежную, бархатистую, шерстистую, шелковистую, восковидную и т. д. В зависимости от этого у зрителя возникают различные ощущения: теплоты или холода, приглушенности или блеска, свежести или унылости, нежности или грубости, простоты или изысканности. С другой стороны, фактура растений может восприниматься по разному под влиянием освещения. Большое значение фактура растений имеет при выборе ваз для аранжировки, а также создания гармоничных и контрастных сочетаний.


ПРОСТРАНСТВО японской живописи, как и в искусстве каллиграфии, всегда акцентируется роль свободного пространства. Оно имеет такое же большое значение, как и нарисованная часть произведения. То же и в икебане: почти во всех японских композициях из цветов присутствует этот очень важный художественный элемент. Пространство, не заполненное растительным материалом, чередуется то с плотным, то с более или менее разреженным участком растительности. Образуются своеобразные паузы, придающие аранжировке природную живописность. Так что не следует не только “забивать” цветами и ветками образующиеся “пустоты”, но надо беречь их и даже специально создавать. Пустоты в композициях несут смысловую и художественную нагрузку. Важнейшую роль в организации этих пространств берут на себя ветки, стебли. Особенно изогнутые. Они ограничивают и сохраняют эти лишенные растений участки композиции.
   Что же касается общего пространства, в котором будет пребывать произведение икебаны, то оно должно быть предварительно очень тщательно изучено, прочувствовано и соразмерено с возможностями и замыслами аранжировщика. Особенно большая предварительная творческая работа требуется при устройстве выставок и оформлении обширных интерьеров. Прежде всего нужно вникнуть в характер пространства, подумать, как подступиться к нему, как обыграть его, то есть наметить, какую форму сконструировать в нем. А это определит и выбор растительного материала.
   Икебана может воздействовать на пространство, в котором находится сама. Она должна тонко вписываться во всякое предложенное ей пространство и оживлять его. Даже вокруг одной протянутой линии пространство вдруг обретает некую трепетность, значимость. Пусть маленькая композиция, но если она гармонирует с местом, куда поставлена, она может придать этому месту ощущение остроты, подтянутости, даже некоторого драматизма. Для этого надо сделать аранжировку объемной, рельефной, чтобы ветки ее протягивались во все стороны, тогда она и сама обретет устойчивость в заданном пространстве. Но и пространство корректирует и даже изменяет первоначальные представления художника о размере и форме композиции, о подборе растительного материала.


ФОН.   Только при достаточно серьезном отношении художника к фону можно достичь желаемого успеха. Фон составляет гармоничное целое вместе с растительным материалом и вазой. От него зависит многое: он в состоянии преобразить аранжировку, а может и “убить” ее. Подходящий фон оттеняет красоту цветка и линий, усиливает звучание определенных тонов, образует приятное цветовое сочетание, высвечивает как всю композицию в целом, так и отдельные ее детали. Нетрудно представить себе, что каллы пропадают у белой стены, что композиции из гипсофилы, стахиса, сухих злаков стираются на фоне серых панелей.
   Иногда главенствующей становится окраска фона, на котором надлежит поставить цветы, и этой окраске подчиняются все остальные оттенки композиции. В других случаях окраска цветов диктует выбор соответствующего фона.


ОСВЕЩЕННОСТЬ КОМПОЗИЦИИ Успех у зрителей во многом обуславливается тем, как будет освещена готовая аранжировка. Откуда падает на нее свет, каков источник света, его сила, тональность - все это должен учесть оформитель перед тем, как решить, какую композицию и где ставить.
   В композиции у окна, особенно южного, зритель не увидит красок цветов, и придется довольствоваться только контуром аранжировки. Здесь будут уместны так называемые силуэтные композиции, составленные из голых и малооблиствленных веток красивой формы, образующих четкий графический рисунок; вместо цветов используют крупные удлиненные листья, метелки трав, соцветия-початки рогоза и т. п. Обычно же композиции ставят не у окна, а на фоне стены или драпировки. При этом надо учесть, с какой стороны будет падать свет.
   Хорошо известно, что один и тот же, например, красный цвет “звучит” по-разному, если находится в тени или же освещается прямыми лучами. При дневном свете освещение и сама композиция будут меняться в течение дня - и ясного, и пасмурного. Чтобы избавиться от этой нестабильности дневного освещения, в Японии предпочитают устраивать выставки икебаны в помещениях, лишенных естественного света, где окна плотно задрапированы. Электрический свет падает на стенд с растениями мягко или концентрируется только на отдельных композициях. Иногда из крупной композиции высвечиваются лишь отдельные ее фрагменты. В последнее время подсветка икебаны извне и изнутри композиции зачастую становится как бы ее составной частью, усиливая ее выразительность и эффектность. Нередко светом различной тональности “раскрашивают” фон для аранжировки.